18:30
КОНСУЛЬТАЦИЯ ПСИХОЛОГА ДЛЯ УЧАСТНИКОВ ПРОЕКТА «ОТВЕТСТВЕННОЕ ОТЦОВСТВО»

Уважаемые родители! Слушайте и слышьте своего ребенка!

Слушая ребёнка, нам, взрослым, следует помнить, что почти каждое речевое сообщение содержит три уровня:

1) текст сообщения,

2) подтекст сообщения,

3) отношения, эмоции и чувства говорящего.

Правда, не у каждого речевого сообщения ребёнка бывает подтекст. Как правило, наши дети говорят всё прямо и искренне, без намёков и полунамёков. Но зато отношения, эмоции и чувства присутствуют в каждом их речевом сообщении, причём в избытке. И эти детские эмоции и чувства могут быть как явными, так и скрытными. Так что слушайте внимательно, слушайте своих детей!

Выслушивать детей — тяжёлая родительская работа. Выслушивание детей требует от родителей затрачивания их усилий, времени, а также огромного терпения. Зачастую такое терпение необходимо нам, взрослым просто для того, чтобы позволить ребёнку говорить, не перебивая его.

Аудируйте своего ребёнка, то есть слушайте его с пониманием того, что слышите.

Советы родителям по аудированию своих детей:

· Настройтесь на собеседника. Смотрите ему в глаза. Можете взять за руку или поглаживать по руке. Можно кивать головой, наклоняться вперёд к собеседнику, всячески демонстрируя свою включенность в речевое общение, в разговор, а, вернее сказать, в аудирование.

· Не отвлекайтесь. Не готовьте, не читайте, не убирайтесь и прочее. Телевизор, сотовый телефон, всякая музыка и прочие звуковые раздражители должны быть выключены.

· Выказывайте неподдельный интерес к речевому сообщению ребёнка.

· Прекратите говорить сами.

· Слушайте и не перебивайте своего ребёнка!

· Не критикуйте! Осознайте, поймите, постигните суть высказываемого без комментариев, собственных оценок и замечаний!

· Слушайте и сочувствуйте, сопереживайте! Прочувствуйте настроение и эмоции говорящего. Поставьте себя на его место.

· Слушайте и не оппонируйте!

Слушайте не только слова, но и чувства говорящего! Слушайте и обращайте внимание на невербальные сообщения, которые посылает вам ваш ребёнок: выражение лица и глаз, мимика, жесты, интонационный рисунок речи и т.п.

· Используйте перифраз для уточнения, правильно ли вы поняли собеседника. Например: "Правильно ли я понял, что ты ..."; "Ты хочешь сказать, что ..."; "Ты имеешь в виду, что ..."; "Насколько я понимаю, это было для тебя ..."; "Это звучит так, как будто ..." и т.п.

· Слушайте и уважайте чувства своего ребёнка!

· Вдохновляйте ребёнка на продолжение разговора. Побуждайте его выговориться до конца. Тут не страшны повторы.

· Слушайте и не поучайте! Слушайте и понимайте! Слушайте и воспринимайте!

· Слушайте своего ребёнка внимательно!

· Слушайте и принимайте его, как личность!

Терпеливо выслушивая своего ребёнка, помните, что для него чрезвычайно важна ваша реакция на прозвучавшее из детских уст любое речевое сообщение. И реакция эта должна непременно быть честной, спокойной и поддерживающей. Из этих родительских реакций, и качественных или некачественных слушаний складываются отношения с детьми. А ещё из этого всего складывается личностная самооценка растущего человека, которая в дальнейшем будет определять его успешность или неуспешность в его взрослой жизни, его ощущение счастья. Так что, уважаемые родители, осторожно с вашими реакциями на прослушанное речевое сообщение, прозвучавшее из уст вашего ребёнка. Ведь мы, родители, сами себе реакционеры на своих детей.

Правило родительского движения по жизни. Ребёнок может и не слушать, и не слышать своих родителей. Родители же просто обязаны слушать и слышать своего ребёнка всегда!

Во время диалога со своим ребенком родители совершают много разных ошибок. Вот некоторые их них.

Ошибки:

  1. Перебивают ребенка, не дослушав его до конца.

2. Отмахиваются от темы сообщения ребёнка, как незначительной, неважной, нестоящей внимания.

3. Делают из высказывания ребёнка свои выводы и умозаключения, которые тут же озвучивают, не дослушав ребёнка.

4. Не проявляют заинтересованности в разговоре.

5. Планируют, что скажут в ответ ребёнку; какую систему доводов приведут вместо того, чтобы просто внимательно слушать.

6. Размышляют о своём во время разговора с ребёнком.

Родители при этом могут сочувственно кивать в ответ и иногда вставлять в разговор разные общие слова и фразы, например: "Да-да! Да что ты говоришь! Надо же!" и др. Но, это вовсе не означает, что действительно слушают своего ребёнка.

Важно внимание и не только физическое присутствие. Для ребенка значима и драгоценна каждая минута родительского внимания.

7. Сразу всё критикуют и отрицают то, что предлагает ребёнок.

Некоторые родители действуют по принципу: родители всегда правы, а дети неправы. Но надо понимать, что у ребёнка может быть своё мнение, суждение, своё восприятие по какому-либо вопросу.

8. Подвергают речевые сообщения ребёнка своей цензуре, выбирая по своему усмотрению и концентрируются на том, что лично родителю значимо и важно в данный момент, а не то, что актуально для ребёнка.

9. Сразу же по ходу любого речевого сообщения дают ребёнку свои советы, инструкции, указания.

Это значит, что взрослые опять не слушают своих детей.

10. Меняют тему разговора по своему усмотрению.

11. Стремятся быть всегда правыми и выйти из любого разговора победителем.

Многие родители не признают собственные ошибки перед ребенком, ни за что не уступают, настаивают на своём.

12. Сравнивают своего ребёнка с другими не в его пользу.

13. Угрожают ребёнку, оскорбляем и унижаем его, обвиняя во всём.

Вместо упрёков и обвинений в адрес ребёнка, поговорите не о ребёнке, а о себе, о своих чувствах и эмоциях.

Когда с вами разговаривает ваш ребёнок, кроме оценивания общей ситуации, обязательно определяйте, насколько значимо данное событие для ребёнка, какие чувства он испытывает, что ощущает, насколько серьёзны и глубоки его переживания. А ещё следите, пожалуйста, за своей реакцией на слова ребёнка.

Желаю вам постоянного успешного аудирования своего ребёнка!

Марина Филон, психолог.

Категория: Ответственное отцовство | Просмотров: 29 | Добавил: admkcon | Теги: рекомендации психолога, советы родителям, проект
Всего комментариев: 0