Раб. время ПН - ЧТ: 09.00-17.15; ПТН - 09.00-17.00 Перерыв: 13.00 - 14.00; СБ,ВС - выходные.
г. Снежногорск тел.8153060504; тел.8153064387 г. Полярный тел.8155171462
Email plkcon@rambler.ru Помощь детям
 тел.8153060137 (круглосуточно)

Главная » Все публикации » Статьи и буклеты » Статьи

КАК НАЙТИ ОБЩИЙ ЯЗЫК С ДЕТЬМИ

Многим детским психологам хоть раз в своей практике приходилось слышать жалобы от родителей – «Мой ребенок стал совершенно другим, он меня не слушает, я не могу найти с ним общий язык».

Стоит понимать, что ребенок не может измениться до неузнаваемости в один момент. Многим негативным изменениям в поведении и характере предшествуют не дни, а недели, месяцы и даже годы. Если у ребенка в жизненном анамнезе не наблюдается серьезных травм головы и психических заболеваний, то проблема кроется в среде воспитания – семье. Существует распространенное мнение, что дети с плохим поведением, агрессивные и невоспитанные выходят исключительно из неблагополучных, асоциальных, алкоголизированных семей. Безусловно такое мнение является заблуждением. И в финансово, морально-нравственно благополучных семьях возникают проблемы с воспитанием и взаимопониманием между детьми и родителями. Существует ряд общих причин, из-за которых чаще всего возникают разногласия.

1. Возрастные особенности.

Основная причина кроется в непонимании возрастных особенностей ребенка. Бывает, что мы пытаемся говорить с детьми также, как и со взрослым человеком или, наоборот, не берем во внимание тот факт, что ребенок уже не малыш. Ключом к разрешению проблем взаимопонимания является родительское осознание – на какой ступеньке развития в данный момент находится ребенок. Например, ребенок в трехлетнем возрасте переживает кризис «Я сам» - она пытается почувствовать свои силы, игнорирование этого процесса ведет к конфликту. Также и в подростковом возрасте чрезмерное подавление инициативы, гиперопека, тотальный контроль вызывают сильные негативные эмоции.

2. Актуализация собственных детских психотравм.

Иногда детские вопросы или слова ранят, или заставляют нас чувствовать себя виноватыми и защищаться. Важно понять, какие именно моменты общения ранят нас больше всего и спросить себя, не похоже ли это на какие-либо значимые ситуации из вашего собственного детства. Задайте себе вопрос: «А как поступали мои родители в этих ситуациях?» Для того чтобы наладить гармоничные взаимоотношения, необходимо максимально отделить свое детство от детства своего ребенка: например, осознать, что оставаться с бабушкой было травматично для вас, а для вашего сына – возможно, вполне приятно и весело.

3. Мы отрицаем или не понимаем чувства детей.

Наши дети могут помочь себе сами, если кто-то готов их выслушивать и сопереживать. Но слова сопереживания не приходят нам в голову сами собой – это не наш «родной язык». Большинство современных взрослых выросло в обстановке отрицания чувств. Для детей этот язык жизненно необходим, без обозначения того, что с ними происходит, дети попадают в психологический вакуум, они не могут разобраться в себе и в том, что с ними происходит, эмоции захлестывают их. Поэтому детям важно подсказывать: «тебе сейчас страшно», «я вижу, ты злишься», «на твоем месте я бы расстроился».

4. Мы не умеем слушать детей.

Например, ребенок приходит к родителю поговорить, но тот устал после работы и слушает вполуха. Вместо того чтобы выслушать, мы начинаем интерпретировать, оценивать, давать советы: «Наверное, ты сам его спровоцировал, раз он тебя ударил». С каждым случаем, когда мы – не на стороне ребенка, мы все больше теряем его доверие. Задетым чувствам сына или дочери требуется такое же безотлагательное и серьезное внимание, как если бы он или она повредили колено. Детям важно уделять внимание каждый день, хотя бы 20 минут в конце дня: спросить, как прошел день, что было хорошего и плохого, не нужна ли какая-то помощь. Эти вопросы станут тем связующим звеном, с помощью которого вы сможете поддерживать ваш контакт, что бы ни случилось. Для детей важно не только то, какие слова сказаны, но и какое отношение стоит за этими словами. Если мы не относимся к детям с сочувствием, то, что бы мы ни говорили, ребенок будет ощущать, что мы обманываем его или манипулируем им. Только когда наши слова пронизаны искренним сопереживанием, мы разговариваем напрямую с сердцем ребенка.

5. Мы не даем детям права на пробы и ошибки.

Как часто мы говорим детям такие фразы: – я лучше знаю, что тебе надо; – вырастешь, тогда делай, что хочешь, а сейчас ты «обязан» слушаться; – делай то, что я тебе говорю потому, что я старше. Чтобы взять ситуацию под контроль и показать свой авторитет, мы начинаем давать советы раньше времени, и ребенок протестует против них. Когда мы даем ребенку совет или предлагаем немедленное решение его проблем, мы лишаем его опыта борьбы с собственными трудностями.

6. Мы пользуемся теми способами, которыми воспитывали нас.

Чтобы ребенок шел на контакт, нужно знать его индивидуальные особенности, а они могут очень сильно отличаться от ваших: например, мама – холерик, а ребенок – меланхолик, она – быстрая, эмоциональная, взрывная, а он – медлительный, застенчивый. С кем-то рядом нужно помолчать, кому-то – помочь выразить чувства, кому-то – дать совет.

К примеру, очень часто в современной России можно услышать фразы «Меня отец так воспитывал! И ничего – жив-здоров остался!». Все советские люди – и взрослые, и дети, помнят, какое было воспитание в советских семьях. Оно было строгим, но справедливым. Поддерживало атмосферу общество и политический строй. Не было интернета и модных молодежных течений, не было виртуальных игр, общество было иное. Дети не сидели сутками в интернете, где информация, зачастую совсем не для детей, находится в открытом доступе. Советский народ порицал однополые браки и не воспринимал людей с нетрадиционной ориентацией, в то время как люди в современной России делятся на лагеря «За» и «Против», устраивают митинги в поддержку сексуальных меньшинств. В Советском Союзе о жестокости совершенных преступлений можно было узнать из новостных газет, где черным по белому описывали произошедшее. Современное общество транслирует нам огромный поток жестокости, агрессивности и злости.

Воспитанные в ССССР дети – взрослые в современной России, пытаются привить нормы и правила советского прошлого, используя «отцовские меры наказания» - горох, ремень, угол. В советском морально-нравственном прошлом нашей страны нет ничего плохо, но проблема заключается в том, что нынешнее поколение растет в иных условиях, в совершенно другом мире развитых технологий, измененной нравственности и моральных ценностей. Не надо слепо руководствоваться установке «меня так воспитывали», проявите внимание и понимание к своему ребенку, иначе конфликт поколений неизбежен.

7. Мы прибегаем к запретным приемам.

Проанализируйте, как часто в ваших разговорах с детьми проскакивают следующие фразы:

– обвинение («Почему ты постоянно делаешь это?»);

– ругань («Каким надо быть глупым!»);

– угрозы («Я тебя отшлепаю!»);

– приказы («Я хочу, чтобы ты убрался прямо сейчас!»);

– нотации («Ты думаешь, это было хорошо?»);

– предупреждения («Смотри у меня!»);

– мученические высказывания («До чего вы меня хотите довести?»);

– сравнения («Почему ты не можешь быть таким?»);

– сарказм («Умно! Блестящая идея!»);

– пророчества («Знаешь, что будет, когда ты вырастешь? Тебе никто не будет верить!»).

Каждая их этих фраз отдаляет вас от ребенка. Из этой воспитательной беседы ребенок вынесет следующий урок: когда человеку плохо, не стоит обращать внимание на его чувства, надо его обвинить в том, что он создал такую ситуацию.

Мы все хотим для наших детей только самого лучшего. И чтобы это «лучшее» осталось в сердце ребенка на всю жизнь, нам необходимо помнить, что ребенок – это наше с вами маленькое отражение, которое с каждым днем становится все более похожими на нас – своими действиями, мыслями, поступками дети копируют нас и наше с вами отношение к ним.
(Скачать статью)

Категория: Статьи | Добавил: admkcon (20.03.2018) | Автор: Психолог Сычёва Н.Н.
Просмотров: 382 | Теги: ррекомендации психолога, советы родителям
Всего комментариев: 0
ПОИСК ПО САЙТУ
ПОПУЛЯРНЫЕ РУБРИКИ
МЫ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ



ВХОД НА САЙТ

СТАТИСТИКА

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0