Раб. время ПН - ЧТ: 09.00-17.15; ПТН - 09.00-17.00 Перерыв: 13.00 - 14.00; СБ,ВС - выходные.
г. Снежногорск тел.8153060504; тел.8153064387 г. Полярный тел.8155171462
Email plkcon@rambler.ru Помощь детям
 тел.8153060137 (круглосуточно)

Главная » Все публикации » Статьи и буклеты » Статьи

БЛОК "БЕЗОПАСНАЯ СРЕДА" В РАМКАХ ПРОГРАММЫ РЕАБИЛИТАЦИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

В 2013 году коллективом специалистов нашего отделения была разработана и внедрена «Комплексная программа социальной реабилитации несовершеннолетних».

Программа включает блоки:

· «Здоровым будь» (пропаганда здорового образа жизни).

· «Безопасная среда» (основы безопасного образа жизни).

· «Трудовые навыки несовершеннолетних» (подготовка к различным видам труда).

· «Правовое просвещение несовершеннолетних» (обоснование правовых норм и правил).

Мною разработан блок по ОБЖ «Безопасная среда», включающий в себя цели и задачи работы, тематический план, подборку наглядного материала, перечень методических пособий, а так же тематические конспекты познавательных мероприятий, таких как: «Безопасность человека в экстремальных ситуациях», «Источники опасности и правила безопасного поведения в помещении, во дворе, на улице», «Благо и вред лекарств , предметов бытовой химии», «Возможные причины возникновения пожара. Борьба с ним», «Правила поведения в общении с животным и растительным миром» , «Формы общения со взрослыми, старшеклассниками и сверстниками: конфликтные ситуации, пути их решения» и так далее.

В результате реализации данного блока дети должны:

Знать:

  1. причины возникновения аварийных и экстремальных ситуаций в быту и природе,
  2. правила поведения в аварийных и экстремальных ситуациях,
  3. источники опасности в помещении, на улице,
  4. правила общения с незнакомыми людьми
  5. правила дорожного движения.

Уметь:

  1. вызывать экстренные службы спасения,
  2. соблюдать правила поведения в экстремальных ситуациях,
  3. соблюдать правила пользования предметами и средствами повышенной опасности,
  4. пользоваться простейшими средствами пожаротушения, первой медицинской помощи,
  5. находить выход из конфликтных ситуаций

Тематика блока ОБЖ понятна и близка нашим детям. В отличии от своих сверстников из благополучных семей, наши подопечные реально знакомы с проблемами безопасности жизни и здоровья. Многие из них регулярно сталкивались с такими ситуациями, о которых обычные дети имеют только гипотетическое представление или не знают вовсе. Это и употребление алкогольных и наркотических средств как близкими, так и самими детьми, жестокое отношение со стороны взрослых, присутствие в квартире разного рода асоциальных друзей и знакомых родителей, опасные бытовые условия, негативные ситуации на улице и в школе.

Поэтому мероприятия по основам безопасности всегда вызывают неподдельный интерес и отклик практически у всех ребят. У каждого есть желание поделиться и высказать своё мнение.

Реабилитационные мероприятия проводятся с детьми как в групповой, так и в индивидуальной форме.

Планирование индивидуальных мероприятий строится на основании диагностики уровня социальной компетенции детей.

Индивидуальна работа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста заключается в беседах с рассматриванием иллюстраций, работой с книгой, иллюстрационным материалом, изо-деятельностью. Ребятам предлагаются небольшие задания в игровой форме (покажи на картинках полезные и вредные продукты, объясни по таблице, как вести себя во время пожара) или в виде поручений «найди и принеси предметы, которые могут опасны», «покажи, как правильно пользоваться феном» и т.п.

Индивидуальная работа со старшими детьми состоит из бесед личного характера с элементами тренинга ( проводит психолог) или практикума, на котором ребёнок должен определить степень опасности ситуаций ( «Список опасностей на улице», «Таблица вредных привычек»). Мы стараемся проводить беседы корректно, доверительно, без назиданий. Как правило, ребята, поняв что это не урок, не критика в их адрес, относятся к такой форме работы доброжелательно и открыто, рассказывают о происшествиях, произошедших с ним или их друзьями, интересуются мнением взрослого, обсуждают выходы из ситуаций.

При планировании и проведении подгрупповых и групповых мероприятий учитываются особенности контингента, средний уровень знаний и навыков.

Мероприятия, проводимые со всей группой детей, являются итоговыми, планируются по результатам индивидуальной реабилитационной работы.

При проведении мероприятий используются различные формы работы: познавательно-досуговые мероприятия, конкурсные программы, беседы, «круглые столы» и встречи со специалистами; разнообразные методы и приёмы: рассказ, практические задания, работа с книгой, работа с текстовым материалом, развивающие упражнения и игры, информационно-компьютерные технологии, просмотр видеоматериалов.

Наши воспитанники часто имеют пробелы в социальном развитии, особенности восприятия окружающего мира вызванные проблемами семейного воспитания. Нередки случаи высокой степени педагогической запущенности и задержки психического развития. Поэтому при планировании работы по освоению элементарных навыков безопасной жизнедеятельности, как и по другим направлениям социальной реабилитации, учитываются индивидуальные особенности каждого ребёнка, учитывается продолжительность пребывания в Центре и возраст детей.

Так, для самых маленьких — детей дошкольного возраста используются прежде всего сказки и игры. Русские народные сказки, сказки других народов — это огромный источник для познания окружающего мира, его законов. На примерах сказочных героев малыши всех времён узнают о том, что может произойти, если ослушаться старших, не выполнять правила поведения.

Мы в своей работе используем такие сказки как : «Волк и семеро козлят», «Кот, петух и лиса», «Колобок», «Заячьи избушка», «Красная шапочка», «Три поросёнка». Дети с удовольствием слушают художественные произведения, смотрят мультфильмы, рисуют положительных и отрицательных персонажей. Для закрепления детям предлагается обыгрывание сюжета с помощью игры — драматизации или кукольного спектакля, используются словесные игры «Можно — нельзя» или «Плохой — хороший» с действиями по оговорённым правилам (правильный ответ — хлопки в ладони, или ловля мяча), для закрепления играем в развивающие настольно-печатные игры (на основе лото и пазлов). Такую форму работы применяем ни только для закрепления знаний об опасных ситуациях общения, но и для знакомства дошкольников с опасными предметами, веществами, природными явлениями. Конечно, дети очень любят такие занятия, с удовольствием в них участвуют. Но для того, чтобы они использовали знания и навыки в самостоятельной деятельности, необходим постоянный пример старших детей, контроль взрослых, одобрение такого поведения окружающими. Только тогда навыки станут привычкой.

Дети младшего и среднего школьного возраста предпочитают мероприятия в форме конкурсов, викторин, игр-тренингов. Ребята уже имеют свой опыт негативных и опасных ситуаций, а также базовые знания по ОБЖ из школьной программы. Они с удовольствием принимают участие как в спортивных соревнованиях по закреплению правил дорожного движения, правил пожарной безопасности, правил поведения на льду и воде, так и в различных «КВН» и викторинах.

При планировании мероприятия мы стараемся чтобы конкурс или игра носили не только развлекательный, но и развивающий характер. Для этого создаются проблемные ситуации: например, в «Зимней эстафете» предлагаются такие конкурсы «Кто покажет, как правильно пройти по скользкой дороге», «Окажи помощь провалившимся в снег, в прорубь». Ребята пробуют разные варианты, спорят и сообща находят верный способ.

Проблемные и провокационные задания мы используем и викторинах, например: «Найди лишнее (ядовитые грибы и ягоды)», «Исправь ошибку (запрещающие и разрешающие дорожные знаки)», «Составь рецепт» (выбор полезных продуктов). Дети охотно принимают участие в практикумах и играх с элементами тренинга, которые проводят медицинская сестра или психолог Центра. Такие мероприятия помогли показать детям как правильно пользоваться аптечкой, как оказать элементарную помощь, как и к кому обратиться за помощью в опасной ситуации, как правильно говорить по телефону и пр.

Мероприятия нам показывают уровень представления детей о потенциально- опасных ситуациях, помогают закрепить правила поведения в конкретном случае. Мы стараемся отслеживать то, как наши ребята пользуются полученными знаниями во время пребывания в Центре, на прогулке или в школе. При нарушении правил, всегда обсуждаем ситуацию, её возможные последствия с ребятами.

Дети старшего школьного возраста достаточно активно принимают участие в конкурсных программах, но наибольшую заинтересованность у них вызывают беседы на актуальные вопросы и практикумы.

Поначалу подростки относятся к таким мероприятиям настороженно, но постепенно увлекаются, задают массу вопросов, предлагают различные ситуации, активно обсуждают их.

Особенно интересны встречи по проблемам общения, правонарушений, наркомании, алкоголизма, табакокурения, если они проходят с привлечением специалистов субъектов профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, медицинских работников (врачей), представителей ГИБДД или МЧС. Совместные мероприятия проводятся как по нашей инициативе, так и в рамках различных акций «Декады «SOS”, “Правовая неделя», «Неделя по правилам дорожного движения» и пр.

Диагностика по результатам проведённой работы показала, что большинство детей знает и выполняет меры предосторожности при обращении с опасными предметами (ножницами, вилками, иголками и т.д.), с электрическими приборами (фен, телевизор, пылесос, настольные лампы); знает правила и соблюдает их при использовании косметических и медикаментозных средств, средств бытовой химии. Вместе с тем знания и навыки не всегда применяются на практике, особенно когда дети находятся без контроля взрослых, на улице (правила ПДД, общение со сверстниками, контакты с уличными животными).

Вот некоторые показатели по итогам работы в 2015 году:

Результаты первичной диагностики.

Сформированы:

- знания правил оказания первой помощи у 26% детей.

- представления о вреде табакокурения, алкоголя, наркотиков у 30% детей

- понятия «чрезвычайная ситуация», «экстремальные условия» у 34% детей

- представления о причинах возникновения опасных ситуаций, их последствий у 34% детей

- знания правил поведения в живой природе у 38% детей

- навыки общения с незнакомыми людьми 42%

-знания о правилах дорожного движения, поведения на дороге, улице у 50% детей

Результаты заключительной диагностики

Сформированы:

- знания правил оказания первой помощи у 67% детей.

- представления о вреде табакокурения, алкоголя, наркотиков у 82% детей

- понятия «чрезвычайная ситуация», «экстремальные условия» у 72% детей

- представления о причинах возникновения опасных ситуаций, их последствий у 80% детей

- знания правил поведения в живой природе у 68% детей

- нвыки общения с незнакомыми людьми 75%

-знания о правилах дорожного движения, поведения на дороге, улице у 85 % детей

Перечисленные выше формы и методы считаем наиболее эффективными в реабилитационной работе по ознакомлению с основами безопасной жизнедеятельности, где главной задачей является предупреждение несчастных случаев с детьми, обучение правильному поведению в чрезвычайных ситуациях. А включение этого блока в комплексную программу дало возможность более качественно проводить диагностику, планировать последовательность реабилитационных мероприятий с учётом выявленных проблем.

Категория: Статьи | Добавил: admplkcson (03.05.2017) | Автор: Каряка С.В.
Просмотров: 537
Всего комментариев: 0
ПОИСК ПО САЙТУ
ПОПУЛЯРНЫЕ РУБРИКИ
МЫ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ



ВХОД НА САЙТ

СТАТИСТИКА

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0