Раб. время ПН - ЧТ: 09.00-17.15; ПТН - 09.00-17.00 Перерыв: 13.00 - 14.00; СБ,ВС - выходные.
г. Снежногорск тел.8153060504; тел.8153064387 г. Полярный тел.8155171462
Email plkcon@rambler.ru Помощь детям
 тел.8153060137 (круглосуточно)

Главная » Все публикации » Статьи и буклеты » Статьи

ДЕТСКИЕ СТРАХИ

Страх – это естественное чувство человека, которое возникает в ответ на воздействие угрожающих факторов (угроза жизни и достоинству). Человек испытывает страх во все периоды жизни, но наиболее распространены страхи в детском возрасте; фактически, нет ни одного ребенка, который бы ничего никогда не боялся. Для разных возрастов характерны разные страхи:

— в возрасте от двух до четырех лет дети часто боятся животных и сказочных персонажей,

— от четырех до шести лет преобладает страх темноты и воображаемых существ, а также различные медицинские страхи,

— в младшем школьном широко распространены страх смерти или войны,

— а в подростковом возрасте набирают силу социальные страхи – страх отвержения, изоляции, публичного позора.

Страхи наиболее характерны для дошкольников, поскольку развитие фантазии и воображения значительно опережает развитие логического мышления, однако и в школьном возрасте ребенку не всегда бывает просто справиться с возникающими страхами. В целом страхи – абсолютно нормальный и закономерный процесс в ходе развития. Чаще всего они исчезают бесследно по мере взросления, но если страхи болезненно заострены или сохраняются длительное время, то это служит признаком неблагополучия.

Страх дан человеку природой для самосохранения. В ходе эволюции человечеству безостановочно приходилось от кого-то обороняться, создавать средства защиты, начиная от жилищ и убежищ, заканчивая все более сложным вооружением. Но самое интересное, что в борьбе с опасностями приспособление происходит не только снаружи, но и внутри человека: сенсорные системы помогают обнаружить опасность, двигательные реакции призваны справляться с возникшей угрозой (нападать или убегать), гормональные и иммунные изменения происходят в ответ на угрожающий фактор для мобилизации сил и резервов организма.

Существуют три основных типа реакций в ответ на угрозу: борьба, бегство и замирание. Это настолько примитивные формы поведения, что они предшествуют в своем развитии даже мозгу рептилий. Борьба или нападение возможно, когда силы и возможности успешного исхода превосходят силы соперника (что выражается в гневе), бегство – когда угроза слишком сильна и проигрыш более вероятен (что выражается, собственно, в страхе), а в случае, когда борьба или бегство оказываются невозможными, организм переходит к единственной оставшейся альтернативе — к реакции замирания (оцепенения). В реальных ситуациях при выборе между тремя этими стратегиями нет долгих размышлений, он совершается на инстинктивном уровне и управляется лимбической системой головного мозга.

Исходя из вышесказанного, ребенку для преодоления страхов необходимо освоить две главные вещи: нападать в случае, когда существует какая-либо угроза (всем известно, как маленькие дети кусаются, толкают других, отбирают свои игрушки), и убегать, если угроза слишком велика. Часто детям отказано в возможности выражения своего недовольства и уж тем более гнева (подробнее в статье «Природа гнева и злости у детей»), а сдерживание импульсов нападения препятствует способности ребенка победить в том числе и свой страх. Ребенок, которому отказано в праве выразить гнев, оказывается незащищенным и беспомощным. С другой стороны, бегство часто порицается за трусость и «не мужское поведение», что также препятствует возможности разрядить возникающие импульсы.

Помимо этого существуют страхи внушенные, возникающие по механизму интроекции (например, страх войны, появившийся после ярких рассказов бабушки о голоде и разрушениях в военные годы; страх пауков или других животных может быть навязан кем-то из окружения; сюда же относятся страхи врачей, полицейских, бармалеев, бабаек и прочего), проективные страхи – когда ребенок боится того, что хочет сделать сам (чаще всего это страх, что кого-то нападет, например, что одноклассник или кто-то в группе детского сада поколотит) и конфлюэнтные страхи (боязнь оставаться одному или страх чего-то после увиденного, как это случилось с другим). С каждым типом страхов свои особенности психотерапевтической работы с ребенком и его семьей.

В общем виде процесс психотерапевтической работы со страхами состоит из следующих компонентов:

 

- С помощью структурной игровой терапии реализовать все виды инстинктивных импульсов. Для этого ребенок строит шалаш или убежище, а я превращаюсь в кого-нибудь страшного: сначала ребенку нужно убегать, потом кричать и звать на помощь, нападать бумажными бомбами, сражаться мечами, придумывать ловушки и обманывать страшилу. В процессе игры я понемногу увеличиваю силу аффекта (предлагаю ребенка связать безопасными лентами, или надеть повязку на глаза, или выключить свет в комнате), конечно, внимательно следя за состоянием ребенка и предлагая только то, с чем он готов справиться.

- Обучение самопомощи, а также усиление поддерживающей части: спектр техник очень велик – от лепки частей из глины или пластилина, до песочной терапии и техник визуализации.

- Нейротерапия: энергетическая подпитка, развитие нейронных связей в головном мозге необходимо для того, чтобы ребенок не только физически, но и психически был готов и имел достаточно внутренних ресурсов для преодоления страхов.

- Работа на выстраивание границ (внутренних и внешних), их обозначение и удержание при вторжении, а также на укрепление selfа (что особенно актуально для конфлюэнтных страхов).

- Интеграция нового представления о себе как о том, кто перестал бояться, у кого появилась смелость. Подчеркивание и принятие различия между «Я – трус» и «Я иногда боюсь / Мне иногда бывает страшно».

И наконец, некоторые рекомендации родителям в том, как помочь ребенку, который чего-то боится:

- Играйте в догоняшки и другие игры, где надо убегать; превращайтесь в привидение, от которого ребенку надо убегать и прятаться; играйте в прятки так, чтобы ребенок чаще искал вас и приобретал опыт победителя (что важно в любых других играх); хорошо подойдут игры на выплескивание агрессивной энергии – борьба подушками, война бумажными бомбами и тому подобное.

- Не ругайте и не стыдите ребенка за его страхи.

- Еще несколько НЕ: не реагируйте по принципу «закаливания» (боится воды – силой утащить в воду, боится темноты – оставлять в темной комнате одного и т.п.); не наказывайте за страх или «трусость»; не игнорируйте жалобы и обращения ребенка за помощью. Все это может привести к неврозам в виде заикания, навязчивости или развитию фобии.

- Покажите ребенку, что вы защитите его от любых опасностей, ведь вы – большой, взрослый и сильный и знаете, как побеждать монстров.

- Обсуждайте с ребенком его страхи, искренне интересуйтесь тем, чего он боится, и фантазируйте вместе, как страх можно победить (отправить на северный полюс, выгнать в окно, задобрить сладостью, придумать волшебное заклинание, оградить кровать волшебной линией, за которую никто не может зайти). Не подойдут логические объяснения («Зомби на самом деле не существует — это только выдумка для фильмов» или «Вот посмотри, под кроватью ведь никого нет»), потому что у детей дошкольного возраста логическое мышление и способность устанавливать причинно-следственные связи развита недостаточно, а вот фантазия и воображение — куда лучше. Помните, главная ваша задача – понять, чего именно боится ребенок, что беспокоит его и поддержать его в проживании страха.
(Скачать статью)

Категория: Статьи | Добавил: admkcon (18.05.2018) | Автор: Психолог Сычёва Н.Н.
Просмотров: 43 | Теги: советы родителям, ЗОЖ, рекомендации специалиста
Всего комментариев: 0
Поиск
Помощь специалистов
Избранные страницы
 
Мы в социальных сетях
 
Наши газеты
Баннеры и ссылки
Вход на сайт

Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0