ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРНО - ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У "ОСОБЫХ "ДЕТЕЙ
![]() Очень важными областями для детей с нарушениями интеллекта являются культурно-гигиенические навыки и приём пищи. Привитие этих навыков детям с особыми потребностями является одним из направлений их социализации и адаптации в обществе. В своей работе при формировании данных навыков в социально-реабилитационном процессе мы применяем такие методы и приемы, как дидактические игры, специальные упражнения и игровые ситуации, алгоритмы действий в картинках знакомых для детей, совместные действия специалиста и воспитанника, самостоятельные действия ребенка. Процесс формирования социально-бытовых навыков детей с задержкой в развитии должен осуществляться с учетом личностно-ориентированных моделей воспитания. Для того чтобы сформировать навыки в процессе игровой деятельности, необходимо выявить уровень развития детей, их физическое, психическое, эмоциональное состояние, а также их возможности. Поэтому необходима первичная диагностика. По результатам, которой подбирается игровой материал. Воспитанники, зачисленные в группу дневного пребывания детей-инвалидов отделения социальной реабилитации несовершеннолетних ГОАУСОН «Полярнинский КЦСОН», слабо владеют культурно-гигиеническими навыками и навыками приёма пищи. Каждый специалист нашей команды независимо от профессиональной специализации должен знать особенности и психоэмоциональное состояние каждого воспитанника нашей группы. Работа с детьми состоит из ежедневных социальных процессов. Умывания, приём пищи и многое другое. Очень много усилий требуется ребенку, чтобы научиться мыть и вытирать руки, пользоваться ложкой, пить из чашки, контролировать свое поведение за столом, уважать тех, кто сидит рядом с ними, а также тех, кто приготовил пищу. Овладение культурой приема пищи - задача не из легких, но необходимо сделать так, чтобы дети ели с удовольствием, аппетитно и, что очень важно, аккуратно. Для привития культурно-гигиенических навыков и навыков питания основную роль играет игра. В процессе игры дети не подозревают, что они усваивают новые знания, осваивают навыки действий с определенными предметами, учатся взаимоотношениям, то есть культуре общения друг с другом. Игровые технологии дают положительные результаты, и не случайно они заняли прочное место среди методов обучения и воспитания детей. Содержание детских игр обогащают и закрепляют культурно - гигиенические навыки и постепенно переходят в привычку. Вот несколько игр, которые мы используем для формирования культурно-гигиенических навыков: игры на формирование навыков умывания «Водичка, водичка умой Тане личико», «Купание кукол», «Волшебная щеточка», театрализованная игра «Девочка чумазая». Дидактические игры направлены на формирование умения пользоваться посудой: «Чай для Машеньки», «Накормим куклу кашей». Например, чтобы научить мыть руки, мы предварительно рассматриваем с детьми алгоритм построения сюжетных картинок, с изображением предметов, необходимых для умывания и мытья рук (мыло, мыльница, вешалка с полотенцем, кран с водой). А также предметно-схематические модели последовательности, сервировки столов и приёма пищи. Следует отметить, что в связи с особенностями психофизических нарушений в развитии детей специалисты группы прививают и закрепляют культурно-гигиенические навыки ежедневно в течение всего рабочего дня, и одного-двух месяцев недостаточно для овладения социально-бытовыми навыками и умениями.
Специалисты следят за поведением детей за столом, соблюдением чистоты и опрятности, приучают их хорошо пережевывать пищу, не глотать ее большими кусками, съедать все, что предложено. Воспитанников, кто старается следить за посадкой и правильным приемом пищи, специалисты обязательно хвалят.
Алгоритм может быть отображен в виде символов (схематических изображений), которые указывают на какие-либо действия или объекты. Важным при работе с алгоритмом является то, что схематические изображения в алгоритме должны быть понятными и знакомы. Одним из требований к алгоритму является его результативность. А именно, насколько эта цепочка действий помогает в достижении результата. Количество шагов в каждом случае определяется индивидуально. Для ребенка, который учится достаточно быстро, это будет несколько больших шагов. Для ребенка, который учится, не так быстро - очень много маленьких. Ключом к успеху является, во-первых, четкое понимание того, какие маленькие шаги вам нужно предпринять, чтобы овладеть тем или иным навыком, и, во-вторых, медленное продвижение вперёд. Очень важно добиться выполнение каждого отдельного шага и определенной последовательности шагов алгоритма. Большое значение имеет активное поведение ребенка, то есть его практическое участие в осуществлении данного действия, шага. Использование алгоритма для формирования культурно-гигиенических навыков и навыков приёма пищи является одним из важнейших направлений нашей работы, а также развития самостоятельности у детей с особыми потребностями. Привитие социально-бытовых навыков детям-инвалидам, является трудной задачей, но благодаря терпению и желанию мы сможем совместными усилиями сформировать у наших детей культурно-гигиенические навыки и навыки приёма пищи. Удачи всем нам в этом нелегком, но интересном процессе! Богданова Наталья, специалист по социальной работе ГОАУСОН «Полярнинский КЦСОН» | |
Категория: Статьи | Добавил: admkcon (20.10.2020) | | |
Просмотров: 63 | |
Всего комментариев: 0 | |
|
|