menu

В этом разделе вы найдете ответы на наиболее часто встречающиеся вопросы по реализации Федерального закона от 28 декабря 2013 года №442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»



Ответ: Основанием для рассмотрения вопроса о предоставлении социальных услуг в форме социального обслуживания на дому является поданное в письменной или электронной форме заявление гражданина или его законного представителя о предоставлении социальных услуг либо обращение в его интересах иных граждан, государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений в государственное областное учреждение социальной поддержки населения (ГОКУ «Снежногорский МЦСПН») или поставщику социальных услуг по месту жительства /по месту пребывания (ГОАУСОН «Полярнинский КЦСОН» и ИП Мусатов «Социальный центр «Добрый день»)

Ответ: Перечень документов, необходимых для зачисления на надомное обслуживание:
    Заявление о зачислении на социальное обслуживание в отделения социального обслуживания на дому.
    Копия документа, удостоверяющего личность гражданина.
    Копия документа, удостоверяющего вид на жительство, справка о регистрации по месту жительства.
    Медицинское заключение о нуждаемости в предоставлении социальных услуг и отсутствии противопоказаний, оформляемое лечебно-профилактическим учреждением по месту жительства на срок до 6 месяцев.
    Копия документа установленного образца, удостоверяющего право на льготы в соответствии с действующим законодательством (для имеющих право на льготы).
    Справка о размере пенсии, выданной органом, осуществляющим пенсионное обеспечение.
    Справка жилищно- эксплуатационных организаций о составе семьи с указанием даты рождения каждого члена семьи и родственных отношений.
    Копии справки учреждения медико-социальной экспертизы об установлении инвалидности (для инвалидов).

Ответ:
  1. Социальные услуги в форме социального обслуживания на дому предоставляются за плату или частичную плату, если на дату обращения среднедушевой доход получателей социальных услуг, рассчитанный в соответствии с частью 4 статьи 31 настоящего Федерального закона, превышает предельную величину среднедушевого дохода, установленную частью 5 статьи 31 настоящего Федерального закона , Законом Мурманской области от 19.12.2014  № 1818-01-ЗМО.
  2. Размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг в форме социального обслуживания на дому рассчитывается на основе тарифов на социальные услуги, но не может превышать пятьдесят процентов разницы между величиной среднедушевого дохода получателя социальной услуги и предельной величиной среднедушевого дохода, установленной частью 5 статьи 31 настоящего Федерального закона.

В соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон) социальные услуги в форме социального обслуживания на дому предоставляются по месту проживания или пребывания гражданам пожилого возраста (женщинам старше 55 лет, мужчинам старше 60 лет) и инвалидам, нуждающимся в постоянной или временной посторонней помощи, в связи с частичной или полной утратой способности либо возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности, признанным нуждающимися в социальном обслуживании в форме социального обслуживания на дому.

Ответ: ГОАУСОН «Полярнинский КЦСОН», как поставщик социальных услуг, предоставляет получателям социальных услуг следующие виды социальных услуг:
Получателям социальных услуг с учетом их индивидуальных потребностей предоставляются следующие виды социальных услуг:
1) социально-бытовые, направленные на поддержание жизнедеятельности получателей социальных услуг в быту;
2) социально-медицинские, направленные на поддержание и сохранение здоровья получателей социальных услуг путем организации ухода, оказания содействия в проведении оздоровительных мероприятий, систематического наблюдения за получателями социальных услуг для выявления отклонений в состоянии их здоровья;
3) социально-психологические, предусматривающие оказание помощи в коррекции психологического состояния получателей социальных услуг для адаптации в социальной среде, в том числе оказание психологической помощи анонимно с использованием телефона доверия;
4) социально-педагогические, направленные на профилактику отклонений в поведении и развитии личности получателей социальных услуг, формирование у них позитивных интересов (в том числе в сфере досуга), организацию их досуга, оказание помощи семье в воспитании детей;
5) социально-трудовые, направленные на оказание помощи в трудоустройстве и в решении других проблем, связанных с трудовой адаптацией;
6) социально-правовые, направленные на оказание помощи в получении юридических услуг, в том числе бесплатно, в защите прав и законных интересов получателей социальных услуг;
7) услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов;
8) срочные социальные услуги.

Ответ: Социальные услуги в форме социального обслуживания на дому предоставляются бесплатно получателям социальных услуг, указанным в статье 31 Федерального закона, установленную Законом Мурманской области от 19.12.2014 №1818-01-ЗМО «О социальном обслуживании граждан в Мурманской области».
Статья 31. Предоставление социальных услуг бесплатно
 
1. Социальные услуги в форме социального обслуживания на дому, в полустационарной и стационарной формах социального обслуживания предоставляются бесплатно:
1) несовершеннолетним детям;
2) лицам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций, вооруженных межнациональных (межэтнических) конфликтов.
2. Социальные услуги в форме социального обслуживания на дому и в полустационарной форме социального обслуживания предоставляются бесплатно, если на дату обращения среднедушевой "доход" получателя социальных услуг, рассчитанный в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, ниже предельной величины или равен предельной величине среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно, установленной законом субъекта Российской Федерации.
3. Нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут быть предусмотрены иные категории граждан, которым социальные услуги предоставляются бесплатно.
""4. Порядок определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно для целей настоящего Федерального закона устанавливается Правительством Российской Федерации.
5. Размер предельной величины среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно устанавливается законами субъекта Российской Федерации и не может быть ниже полуторной величины прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации для основных социально-демографических групп населения.
 

Ответ: В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального Закона от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», гражданин признается нуждающимся в социальном обслуживании в случае, если существуют следующие обстоятельства, которые ухудшают или могут ухудшить условия его жизнедеятельности:
Статья 15. Признание гражданина нуждающимся в социальном обслуживании
 
1. Гражданин признается нуждающимся в социальном обслуживании в случае, если существуют следующие обстоятельства, которые ухудшают или могут ухудшить условия его жизнедеятельности:
1) полная или частичная утрата способности либо возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности;
2) наличие в семье инвалида или инвалидов, в том числе ребенка-инвалида или детей-инвалидов, нуждающихся в постоянном постороннем уходе;
3) наличие ребенка или детей (в том числе находящихся под опекой, попечительством), испытывающих трудности в социальной адаптации;
4) отсутствие возможности обеспечения ухода (в том числе временного) за инвалидом, ребенком, детьми, а также отсутствие попечения над ними;
5) наличие внутрисемейного конфликта, в том числе с лицами с наркотической или алкогольной зависимостью, лицами, имеющими пристрастие к азартным играм, лицами, страдающими психическими расстройствами, наличие насилия в семье;
6) отсутствие определенного места жительства, в том числе у лица, не достигшего возраста двадцати трех лет и завершившего пребывание в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
7) отсутствие работы и средств к существованию;
8) наличие иных обстоятельств, которые нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации признаны ухудшающими или способными ухудшить условия жизнедеятельности граждан.
2. Уполномоченный орган субъекта Российской Федерации или уполномоченная организация принимают решение о признании гражданина нуждающимся в социальном обслуживании либо об отказе в социальном обслуживании в течение пяти рабочих дней с даты подачи заявления. О принятом решении заявитель информируется в письменной или электронной форме. Решение об оказании срочных социальных услуг принимается немедленно.
(в ред. Федерального закона от 14.11.2017 № 324-ФЗ)
3. Решение об отказе в социальном обслуживании может быть обжаловано в судебном порядке.

Ответ: Статья 31. Социальные услуги в форме социального обслуживания на дому, предоставляются бесплатно:
1) несовершеннолетним детям;
2) лицам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций, вооруженных межнациональных (межэтнических) конфликтов;
3) участникам Великой Отечественной войны, инвалидам Великой Отечественной войны, вдовам участников Великой Отечественной войны и вдовам инвалидов Великой Отечественной войны;
4) гражданам, имеющим на дату обращения среднедушевой доход ниже или равный предельной величине среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно, установленной в Мурманской области.
5) Срочные услуги предоставляются получателям социальных услуг бесплатно.
 

Ответ: С вопросом о предоставлении социального обслуживания может обратиться как сам нуждающийся, так и другой человек или организация. Независимо от того, кто подал запрос, согласие самого гражданина обязательно. Если человек одинок и маломобилен, то после обращения, например, соседей, для оформления заявления специалист учреждения (заведующий отделением социального обслуживания на дому или социальный работник) посетит его на дому.
 

Ответ: Вам составят индивидуальную программу, в которой определят виды, объем, периодичность, условия, сроки предоставления услуг и прочее.

Ответ: Индивидуальная программа получателя социальных услуг является документом, в котором указаны форма социального обслуживания (стационарная, полустационарная, на дому), виды, объем, периодичность, условия, сроки предоставления социальных услуг, перечень рекомендуемых поставщиков социальных услуг.
Социальные услуги на дому предоставляются получателям социальных услуг на срок, определенный в индивидуальной программе.
В случае изменения места жительства получателя социальных услуг индивидуальная программа, составленная по прежнему месту жительства, сохраняет свое действие до составления индивидуальной программы по новому месту жительства.
 

Ответ: Согласно пункту 2 статьи 16 Федерального закона индивидуальная программа составляется исходя из потребности гражданина в социальных услугах, пересматривается в зависимости от изменения этой потребности, но не реже чем раз в три года.
При этом, социальные услуги, установленные в индивидуальной программе имеют сроки их реализации и кратность предоставления в связи с чем, истечение данных сроков свидетельствует о завершении реализации как конкретных социальных услуг, так и индивидуальной программы в целом.
Пересмотр индивидуальной программы осуществляется с учетом результатов реализованной индивидуальной программы.
В связи с изложенным, составление бессрочной индивидуальной программы, по нашему мнению, не соответствует Федеральному закону.
 

Ответ: В течение 1 рабочего дня с даты предоставления индивидуальной программы поставщику социальных услуг заключается договор о предоставлении социальных услуг в форме социального обслуживания на дому между поставщиком социальных услуг и гражданином или его законным представителем (далее – договор).
 

Ответ: Основаниями для прекращения предоставления социальных услуг являются:
- письменное заявление получателя социальных услуг или его представителя об отказе в предоставлении социальных услуг;
- окончание срока предоставления социальных услуг в соответствии с договором и (или) индивидуальной программой;
- нарушение получателем социальных услуг или его представителем условий, предусмотренных договором;
- смерть получателя социальных услуг или ликвидация (прекращение деятельности) поставщика социальных услуг;
- решение суда о признании получателя социальных услуг умершим или безвестно отсутствующим;
- осуждение получателя социальных услуг к отбыванию наказания в виде лишения свободы.
 

Ответ: Размер оплаты за социальные услуги подлежит изменению:
  • при изменении среднедушевого дохода получателя социальных услуг;
  • при изменении индивидуальной программы;
  • при изменении тарифов на социальные услуги;
  • при изменении величины прожиточного минимума.

Ответ: В соответствии со ст.15 Федерального закона № 442-ФЗ “Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации” от 28.12.2013, срочные социальные услуги могут получить граждане, а именно:
    граждане, полностью или частично утратившие способность к самообслуживанию;
    семьи, один или несколько членов которых утратили способность к самообслуживанию;
    семьи, имеющие детей-инвалидов (в том числе находящихся под опекой, попечительством), и детей, испытывающих трудности в социальной адаптации;
    семьи, в которых объективно отсутствует возможности обеспечения ухода (в том числе временного) за инвалидом, в том числе ребенком-инвалидом;

-семьи, в которых объективно отсутствует возможности обеспечения ухода (в том числе временного) за детьми, а также отсутствие попечения над ними;
    семьи с внутрисемейным конфликтом, в том числе с лицами с наркотической или алкогольной зависимостью, лицами, имеющими пристрастие к азартным играм, лицами, страдающими психическими расстройствами, наличие насилия в семье;
    граждане, у которых отсутствует определенное место жительства, в том числе лица, не достигшего возраста двадцати трех лет и завершившего пребывание в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
    граждане, у которых отсутствует работа и средства к существованию;
    граждане, имеющие иных обстоятельств, которые объективно ухудшают условия их жизни.
 

Ответ: Предоставление срочных социальных услуг осуществляется в целях оказания получателям социальных услуг неотложной помощи для улучшения условий жизнедеятельности.
Перечень срочных социальных услуг, предоставляемых поставщиками социальных услуг, установлен Законом Мурманской области от 19.12.2014 № 1818-01-ЗМО, и включает:
-обеспечение бесплатным горячим питанием или наборами продуктов;
-обеспечение одеждой, обувью и другими предметами первой необходимости;
-содействие в получении временного жилого помещения;
-содействие в получении юридической помощи в целях защиты прав и законных интересов получателей социальных услуг;
-содействие в получении экстренной психологической помощи с привлечением к этой работе психологов и священнослужителей.
 Набор продуктов формируется на основе примерного перечня продуктов питания для формирования продуктового набора. Примерный перечень продуктов питания для формирования продуктового набора утверждается уполномоченным органом Мурманской области в сфере социального обслуживания. Набор предметов первой необходимости формируется на основе примерного перечня товаров для формирования набора предметов первой необходимости.
Примерный перечень товаров для формирования набора предметов первой необходимости утверждается уполномоченным органом Мурманской области в сфере социального обслуживания.
 Получатели социальных услуг вправе участвовать в правоотношениях по предоставлению срочных социальных услуг лично или через представителя (далее – законный представитель).  При этом личное участие в правоотношениях по получению социальных услуг получателей социальных услуг не лишает их права иметь законного представителя.
Информирование граждан, признанных нуждающимися в срочных социальных услугах, о порядке предоставления и перечне предоставляемых социальных  услуг осуществляется непосредственно по месту  расположения поставщиков  социальных  услуг,  включенных  в  Реестр  поставщиков социальных услуг Мурманской области, с использованием электронной или телефонной связи, информационно-коммуникационной сети Интернет, иными общедоступными способами.
 

Ответ: Перечень документов для предоставления срочных социальных услуг (статья 21 Федерального закона):

Перечень документов, необходимых для предоставления срочных социальных услуг, и порядок обращения за предоставлением срочных социальных услуг.
 Основанием  для  рассмотрения  вопроса  о  предоставлении  срочных социальных услуг является поданное в письменной или электронной форме заявление  гражданина  или  его  законного  представителя  о  предоставлении срочных социальных услуг в организацию социального обслуживания, а также получение  от  медицинских,  образовательных  или  иных  организаций,  не входящих  в  систему  социального обслуживания,  информации о  гражданах, нуждающихся в предоставлении срочных социальных услуг.
 Заявление о предоставлении срочных социальных услуг (далее -заявление) составляется по форме, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28.03.2014 № 159н «Об утверждении формы заявления о предоставлении социальных услуг».
  К заявлению гражданина (или его законного представителя) прилагаются:
а) копия документа, удостоверяющего личность гражданина (паспорт гражданина Российской Федерации, вид на жительство или разрешение на временное проживание -для иностранных граждан и лиц без гражданства, справка об освобождении из мест лишения свободы, архивная справка формы 9 -для лиц, освободившихся из мест лишения свободы);
б) копия документа, подтверждающего полномочия представителя получателя социальных услуг (при обращении за получением социальных услуг представителя получателя социальных услуг);
в)  документы  (сведения),  подтверждающие  наличие  у  получателя социальных  услуг  обстоятельств,  которые  ухудшают  или  могут  ухудшить условия его жизнедеятельности (документы, выданные органами внутренних дел,  подтверждающие  обращение  по  вопросу  кражи,  утраты  документов, денежных  средств;  документы,  выданные  компетентными  органами, подтверждающие факт утраты имущества вследствие пожара или стихийного бедствия; медицинские документы, подтверждающие пребывание в лечебных учреждениях;  иные документы,  подтверждающие обоснованность фактов, изложенных в заявлении).
Для лиц без определенного места жительства в случае отсутствия документов, подтверждающих личность, основанием для рассмотрения вопроса о предоставлении срочных социальных услуг является заявление с описанием обстоятельств, указанных в настоящем пункте.
Копии документов представляются с одновременным представлением оригиналов.
 Копии документов после проверки их соответствия оригиналам заверяются лицом, принимающим документы, оригиналы возвращаются заявителю.
В случае представления гражданином (законным представителем) нотариально заверенных копий предоставления оригиналов документов не требуется.
Документы, указанные в подпункте «в» запрашиваются в государственных  (муниципальных)  органах,  подведомственных  им организациях, в распоряжении которых находятся данные документы и справки (сведения,  содержащиеся  в  них),  в  порядке  межведомственного взаимодействия,  в  том  числе,  при  наличии  технической  возможности,  в электронном виде с использованием систем межведомственного электронного взаимодействия,  в  случае  если  такие  документы  не  были  представлены гражданином (законным представителем) по собственной  инициативе.
Гражданин  (законный  представитель)  несет  ответственность  за достоверность и полноту представленных сведений и документов.