menu

АДАПТИВНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА В СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ

«Скажи мне - и я забуду.
Покажи мне – и я запомню.
Дай мне действовать самому – и я научусь»
(Китайская мудрость).

Адаптивная физическая культура (АФК) - это сфера социальной деятельности, направленная на сохранение и укрепление здоровья, развитие психофизических способностей ребёнка-инвалида. Самое главное для нас в реабилитации детей - сохранение и укрепление их здоровья. Здоровье - важнейшая предпосылка правильного формирования характера, развития инициативы, сильной воли, дарований, природных способностей. Здорового ребёнка легче воспитывать, у него быстрее формируются все необходимые умения и навыки. Поэтому основная задача физкультурно-оздоровительной работы в группе дневного пребывания детей-инвалидов отделения социальной реабилитации несовершеннолетних ГОАУСОН «Полярнинский КЦСОН» (Далее Центр) заключается в том, чтобы способствовать укреплению здоровья, совершенствованию физического развития воспитанников группы.
В системе социальной реабилитации, в рамках предоставления социальных услуг по физкультурно-оздоровительным мероприятиям проводятся занятия с воспитанниками по адаптивной физкультуре, где особую значимость приобретает внедрение наиболее эффективных форм и методов оздоровления детей-инвалидов.
Адаптивная физическая культура помогает нашим ребятам быть настойчивыми, учит упорству и достижению своей цели. Занятия благотворно влияют на психофизическое состояние ребёнка. Забота о двигательном развитии ребенка-инвалида столь же важна для его гармоничного развития, как рациональный режим, регулярное и полноценное питание, достаточный сон и частое пребывание на свежем воздухе.
Занятия по адаптивной физкультуре проводятся согласно индивидуальным маршрутам реабилитации. Количество и продолжительность физкультурно-оздоровительных занятий зависит от особенностей развития ребёнка-инвалида, степенью их физической подготовленности и самостоятельности. АФК может проводиться, как с музыкальным сопровождением, так и без него.
К основным формам работы по физкультурно-оздоровительным мероприятиям относятся: утренняя гимнастика, гимнастика пробуждения после дневного сна, адаптивные занятия с использованием модульного оборудования, организованная и самостоятельная двигательная деятельность детей на прогулке (утренней и вечерней), физкультминутки между занятиями, спортивные развлечения, праздники и мероприятия, досуг совместно с родителями на свежем воздухе.
Любые физические упражнения у воспитанников, активизируют мышечную, сердечно-сосудистую и дыхательную систему, стимулирует работу внутренних органов и органов чувств, способствует формированию правильной осанки, предупреждают возникновение плоскостопия. Особое внимание уделяется совершенствованию функций внешнего дыхания, ребята учатся сочетать движение с вдохом и выдохом, с произношением звуков, уделяем особое внимание формированию правильного носового дыхания.
На сегодняшний день, в связи с запретом на массовые мероприятии и не допуском третьих лиц в учреждение, в условиях пандемии и распространения новой коронавирусной инфекции (CОVID-19), у нас нет возможности взаимодействовать с педагогами ДЮСШ №2 по адаптивной физкультуре. Весь физкультурно-оздоровительный процесс строится с учётом максимальной безопасности детей, на базе учреждения. Спортивные занятия и праздники организовываются на улице, а также в спортивном зале, где созданы все условия для занятий адаптивной физкультурой.
Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития. Прогулка является первым и наиболее доступным средством для здоровья детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям. На прогулке дети играют, много двигаются. Движения усиливают обмен веществ, кровообращение, улучшают аппетит. Дети учатся преодолевать различные препятствия, становятся более подвижными, ловкими, смелыми, выносливыми. У них вырабатываются двигательные умения и навыки, укрепляется мышечная система, повышается жизненный тонус. Правильно организованные и продуманные прогулки помогают осуществлять задачи всестороннего развития детей. На нашем участке выделено специальное место для занятий АФК и проведения подвижных игр.
Очень важным в двигательной активности являются подвижные игры, проводимые во время физкультурно-оздоровительных мероприятиях. Правильное сочетание различных подвижных игр и занятий АФК помогает обеспечить рациональную двигательную активность детей. При планировании утренней гимнастики, физических упражнений и игр на прогулке, а также физкультурной минутки важно согласовать их содержание с любым социально-реабилитационным занятием. В целях совершенствования двигательных навыков и умений детей-инвалидов главное учесть характер деятельности детей в разные отрезки дня.
Ни одно адаптивное занятие по физкультуре, ни одна подвижная игра не пройдет так весело, ярко и занимательно, если специалистам не удастся создать интерес у детей к игре. Для создания интереса и отличного настроения у наших ребят специалисты используют стихотворения на соответствующую тему или показ игрушек. Подвести к игре можно также техникой вопросов – ответов, путем загадок или наводящих вопросов. Использование всех этих речевых приемов, так или иначе, положительно влияет на развитие речи у детей, не владеющих речью.
Большое внимание к физическому воспитанию должно уделяться родителями, воспитывающие ребёнка-инвалида. Об этом специалисты постоянно напоминают родителям, побуждая их к совместным спортивным занятиям, утренней гимнастикой, играми и упражнениями. Советы и рекомендации по физической нагрузке специалисты дают с учетом индивидуальных особенностей развития воспитанника, подчеркивают необходимость учитывать самочувствие ребенка-инвалида. Успешное решение задач физического воспитания возможно лишь при осуществлении индивидуального подхода к каждому ребёнку-инвалиду и во взаимосвязанной работе специалистов и семьи.
Гармоничное развитие ребенка-инвалида невозможно без обеспечения адекватной двигательной активности. Занятия АФК обеспечивают поддержание высокого уровня обменных процессов, что повышает сопротивляемость организма к неблагоприятным факторам, инфекции, позитивно влияет на регуляцию физика–химических процессов в тканях. Правильно организованные физические нагрузки способствует развитию у детей-инвалидов логического мышления, внимания, памяти, инициативы, воображения, самостоятельности и выработке характера.
Общая двигательная активность воспитанников составляет не менее 50% от времени пребывания ребенка в Центре. Все формы и виды социальной реабилитации взаимосвязаны и дополняют друг друга. В совокупности они создают необходимый двигательный режим, обеспечивающий ежедневные занятия ребенка-инвалида адаптивной физической культурой.

Богданова Наталья, специалист по социальной работе

ГОАУСОН «Полярнинский КЦСОН».

Категория: Статьи | Добавил: admkcon (21.12.2020) | Автор: Специалист Богданова Н.В.
Просмотров: 22 | Теги: ЗОЖ, опыт работы, помощь детям - инвалидам
Всего комментариев: 0